Наверх
Maped
google_play_filipoc
app_Store_filipoc
www.rech-deti.ru
battlebrotherhood

Реформы в области образования М.М.Сперанского

Реформы в области образования М.М.Сперанского
Графа Михаил Михайлович Сперанский
Реформы в области образования М.М.Сперанского
Царскосельский лицей
Реформы в области образования М.М.Сперанского
Казанский государственный университет
Реформы в области образования М.М.Сперанского
Александр Сергеевич Пушкин - один из учащихся Лицея

Имя графа Михаила Михайловича Сперанского известно всем, кто хоть немного знаком с русской историей.  По характеру своего образования он был теоретик. Его развитое отвлеченное мышление было важным недостатком в его практической деятельности. Михаил Михайлович был общественным и государственным деятелем времен Александра 1 и Николая 1. Он был реформатором, законотворцем и основателем российской юридической науки. Он был единственным доверенным сотрудником императора.

При Александре 1 Сперанский был автором разных проектов государственных преобразований.

Меня заинтересовало в его деятельности реформы в области образования.

Начало 19 века стало точкой отсчета современной школы, современного образования: в организации – от создания административной системы управления, до создания строго определенной системы учебных заведений: начальной, средней и высшей школы в их современном виде; в содержании образования – переход к национальному и научному содержанию. Значительную роль в развитии российского образования в этот период сыграл М.М.Сперанский.

Свои реформы Сперанский начал в области образования, основав первую государственную среднюю школу – Царскосельский лицей. Его называют еще Императорский Лицей. Он создан для воспитания просвещенной элиты, которой в будущем можно доверить управление государством.  Был открыт 19 октября 1811 года.

Полученное в Лицее образование было сравнимо с университетским. Лицеисты отличались широкой эрудицией и подготовкой в искусствах: музыке, рисовании и стихосложении.

Первый выпуск состоялся в 1817. А.С. Пушкин – один из воспитанников лицея.

С 1822 года Лицей был преобразован в военно-учебное заведение. В 1843 году Лицей снова стал гражданским, был причислен к IV Отделению Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, переименован в Александровский и переведён в Санкт-Петербург. С этого времени он давал главным образом юридическое образование, приравненное к Университету и Училищу правоведения. Многие лицеисты впоследствии достигли больших должностей. Традиции Лицея возрождает Санкт-Петербургский колледж управления и экономики "Александровский лицей".

В 1802 году организовано Министерство народного просвещения, которое руководило реформацией в области образования. В 1803 были приняты правила народного просвещения. Новая система имеет 4 ступени образования:

В селах начали открываться приходские школы, в уездах – уездные училища, в губерниях – гимназии. В Санкт-Петербурге, Харькове, Казани и Варшаве были основаны университеты. Обучение в приходских школах – 1 год, в училищах – 2 года, в гимназии – 4 года. Здесь изучали латынь, географию, историю, логику, поэзию, математику, русскую словесность, зоологию и другие предметы. Не было русского языка. С 1808 года в гимназиях вводят Закон Божий. Вводилась преемственность учебных программ между школами различных ступеней.

В 1804 году был создан Университетский устав. По уставу все университеты получили автономию: право выбирать ректора и профессоров, собственный суд и возможность самостоятельно решать свои хозяйственные вопросы.

В основу системы образования были положены принципы бессословности учебных заведений, за исключением военных, также бесплатность образования на низших ступенях, оно оплачивалось из государственного бюджета. Всей системой образования ведало Главное управление училищ. Образовано 6 учебных округов, возглавляемые попечителями. Над попечителями были ученые советы при университетах.

В 1809 г. был выпущен указ, согласно которому всем придворным, независимо от титула, для получения должности в государственном аппарате полагалось пройти государственную службу, начиная с низшей ступени.

В дворянской среде по-прежнему преобладало домашнее воспитание, хотя результаты такого воспитания становились все более неприемлемыми.

В 1817 году Министерство народного просвещения было преобразовано в Министерство духовных дел и народного просвещения.

Таковы были первые реформы в области образования. Сперанскому удалось реализовать лишь небольшую часть своего плана. Реформы вызвали возмущение среди знати. К 1812 году у Сперанского не осталось влиятельных союзников, он был отправлен в отставку и в ссылку.

 

 

 

МАОУ «Юридическая гимназия имени М.М. Сперанского»

Серая Татьяна 11 класс, «А»

Комментарии (0)

Для того, чтобы оставить комментарий необходимо зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином и паролем

Жил на Руси великий святой Сергий Радонежский, о котором говорили: «Отец земли Русской». ...

В истории мира есть достойный пример того, как дети могут остановить угрозу глобальной ...

Ольга была первой в русской истории женщиной, которая правила государством. Родилась ...